«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования 2: определение образования - мониторинг

ОТВЕТЫ ПО МОНИТОРИНГУ
 
 
1 Что для Вашей системы принципов, подходов относительно образования оказывается самым важным аспектом в определении образования?

Андрей Парибок
Взаимосвязь с культурой и воспитанием
 
Валерий Пузыревский
Диалогичность, бинарность, дополнительность, экзистенциальность, историческая априорность архетипов
 
Маргарита Кожевникова
Аспект само-организации (учащегося) как предмет (заботы учащего).
 
Федор Козырев
Полипарадигмальность, антиномичность
 
Сергей Чебанов
Образование как истинная автономность
 
Елена Евстафьева
Понятие того, что образовании подразумевает наличие знания, которое дает возможность совершенствовать человеческую сущность. Этапов к обретению такого высшего знания может быть много.
 
Таисия Егоркина
Индивидуальный и комплексный подход, опирающийся на мотивацию учащегося.
Надежда Неупокоева
Определение образования через результаты. Образование как совокупность разнообразных, разноформатных, разноуровневых, разноглубинных результатов, освоенных индивидуально каждым. Качество обретенных возможностей.
 
Наталья  Касицина
Мне важно рассмотрение образования в таком аспекте как создание условий для развития субъектности, в противовес формированию неких личностных качеств, компетенций, умений и навыков.
 
Виктор Костецкий
Вспопоможение ребенку при его росте и взрослении
 
Гульнара Хайдарова  
Важным в определении образования считаю два взаимозависимых и взаимоконвертируемых момента: 1) ориентацию на множественные культурные образцы, коих должно быть достаточное число, желательно даже иметь трансисторические и транскультурные образцы (это значит, что стоит задача представить ученику широкий спектр культурных (традиционных, выработанных, отстоявшихся, принятых институционализированных, пусть даже в рамках определенной локальной субкультуры, образцов); 2) ориентация на индивидуальность, это значит, что стоит задача научить ученика умению выбирать для себя из всего спектра образец, наиболее адекватный его личности (ценностям, нормам, запросам, и проч.). Третьим моментом является подготовка к творческой (созидательной, улучшающей) переработке культурных образцов.

    
2 Что, по вашему мнению, является самым важным аспектом в определении того образования, которое, как вам кажется, доминирует в России/ в современном мире?


Андрей Парибок
Запаздывающий в меньшинстве образовательных учреждений и опережающий в большинстве их распад прежней системы, без осмысления перспектив. Нефундаментальность, безадресность; подвешенность образованного
 
Валерий Пузыревский
Монологичность, линейность, бихевиоральность
 
Федор Козырев
Связь образования и педагогики, педагогичность образования
 
Маргарита Кожевникова
Встраивание обучаемых в стандарт программы, информации, внутри-школьной системы.
 
Сергей Чебанов
Подчинение образования финансам, а финансов на образование – административному ресурсу
Поверхностность
 
Елена Евстафьева
Отсутствие такого такого знания у тех, кто влияет на образование.
 
Надежда Неупокоева
В России: фактически, в жизни – исполнение правил, сформулированных кем-то извне (экзаменационные процедуры, расписания, регламенты) + объем знаний.
 
Наталья  Касицина
Компетентностный подход – то есть упор на прагматику

Виктор Костецкий
В эпоху колхозов образования среди преподавателей очень много колхозников.
 
Гульнара Хайдарова  
На сегодняшний день в России доминирует ориентация образования на существующую в мире конкуренцию: главное, чтобы ученик на выходе смог выдержать тесты, экзамены, кастинги, то есть стать конкурентоспособной, успешной в финансовом отношении единицей общества, готовой в конечном итоге к адекватному объему потребления товаров и слуг.
 
Таисия Егоркина
Ориентация на внедрение определенной системы представлений и умений, которые можно оценить количественно, стремление к "технологичности" даже в гуманитарном поле, непрерывная разработка и пересмотр стандартов, согласно которым мгновенно должны пересматриваться учебные программы и системы сертификации (при этом - невозможность состыковать стандарты российского образования с требованиями западных университетов, "свой путь").
  
 
3. К «выработке языка, общего для участников, способного доносить адекватно результаты исследований» (что было предложено на 1-м семинаре к дальнейшему обсуждению): Следует ли, по вашему мнению, выделять понятие воспитания (как отдельное, отличное от образования?) Какие еще понятийные уточнения в концепции «образования» вы бы предложили для «общего языка» участников Семинара?
 
Андрей Парибок
1 следует просеминарить соотношение воспитания, образования и смежных деятельностей.
2. обучение, навыки, интериоризация, роли.
 
Валерий Пузыревский
Воспитание – это социальное отношение, нравственный аспект образования
 
Маргарита Кожевникова
Отдельно не следует
 
Федор Козырев
Не следует. Предлагаю понимать воспитание в широком смысле.
 
Сергей Чебанов
Да (следует)
Социализация
Инкультурация
Индоктринация
Обучение
Тренинг – дрессура
 
Елена Евстафьева
Природа образования
 
Надежда Неупокоева
Обсуждать «воспитание» нужно обязательно
 
Наталья  Касицина
Мне было бы приятно если бы наше сообщество начало различать основные понятия и сложило свой тезаурус. Для меня меня помимо образования существенными являются следующие: обучение, воспитание, поддержка развития – описывающие целостно процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности, принципиально отличающиеся по типу деятельности «образуемого» и «образователя» и по ее результату. Важным считаю оперирование понятием «субъективная реальность», «детско-взрослая со-бытийная общность» (В.И. Слободчиков).
 
Гульнара Хайдарова  
Да, понятие воспитания необходимо выделять. Воспитание необходимый момент для человеческого общежития, образование же – достаточный.
 
Таисия Егоркина
Неплохо бы построить некую сетку, систему координат и выяснить (для
себя) соотношение образования, воспитания, обучения, развития.

 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!