«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования 4: Человек. Гуманитарная составляющая содержания - мониторинг

 

1.      Что из гуманистической составляющей содержания образования, по вашему мнению, должно быть включено в компоненту воспитания ?

 
Пузыревский
Эмпатическое понимание
Экологическая этика
 
Неупокоева
Свободные пространства взросления – «я сам».
 
Кожевникова
Решение проблемы личностной ориентации. Определение границ индивидуальной ответственности в сфере собственных интересов и сфере общественных интересов. «Заражение» ценностями.
 
Евстафьева
Развитие внутреннего мира
Перенос внутреннего мира на восприятие окружающих
Миропонимание. Понимание себя - своих эмоций, своих действий
 
Костецкий
Учебный театр

Парибок
Практика диалога и устной речи, полемики.
Дисциплина, которой нет названия, обучающая деятельности в условии больших препятствий для нее.

Марчукова
Предметы исторической направленности (история науки, искусства, философии, религии)
 
 
Шацев
Утверждение, что свобода заканчивается там, где начинаются неприятности окружающих
 
 
Что из гуманистической составляющей содержания образования, по вашему мнению, должно быть включено в компоненту обучения?
 
Пузыревский
игровое моделирование
толерантность стилей
эмпатия и рефлексия
 
Неупокоева
Самостоятельное планирование образования старшеклассников и возможности для обсуждения содержания образования
 
Кожевникова
Знание о человеке (во всех аспектах - телесном, когнитивном, психологическом, социальном, деятельностном). Знание о человечестве.
 
Евстафьева
Обучение обучаться. Мыслеобразование.
Познание процесса своего познания.

Марчукова
Предметы исторической направленности (история науки, искусства, философии, религии)
Эти вопросы связаны: воспитание – цель, обучение – средство образования человека.

 
 
Костецкий
Хореография, музыка и вокал, карты, бильярд, религиозная музыка.
 
Шацев
Диалог между гуманитариями и «технарями».
 
 
2.      Что, по вашему мнению, должно войти в комплекс гуманитарных предметов
в детском образовании
 
Шацев
Союзные действия всех участников процесса.

 
младших классов

Козырев
Художественный цикл (рисование, музыка, танец), религия, чтение
 
Эпштейн
В комплекс гуманитарных предметов ничего нового, никаких предметов вводить не надо. Разве что нужно больше времени на активную творческую деятельность, самовыражение, самореализацию практики, живое общение
 
Кожевникова
Личностное  развитие. Искусство. Творчество. Культура и здоровье тела. Чтение и письмо как введение в детскую литературу, по индивидуальному маршруту. Обществоведение – того же плана, с дополнением обучением общению в  игре.
 
Пузыревский
Игровой тренинг коммуникативных навыков
 
Неупокоева
«Я сам»
 
Евстафьева
Рассказы об устройстве мира и соответствии устройства мира и человека
 
Костецкий
Флейта, сольфеджио, костюмированные игры, пение по нотам

Марчукова
Танцы, театр, пение
 
 
средних классов

Пузыревский
игровое моделирование диалога культур и мировоззрений  
 
Неупокоева
«я с друзьями»

Парибок
Родной язык, история, литература, музыка, художественная культура.
 
 
Кожевникова
Личностное  развитие. Культура и здоровье тела. Критическое мышление и диспут. Творчество и изобретательство. Практическая психология. Религии мира. Искусства.
Литература. История.
 
Евстафьева
Правильные физические движения.
Миропорядок, взаимопроникновение всех процессов
 
Костецкий
Учебный театр (история, литература, музыка)
 
Козырев
Художественный цикл (рисование, музыка, танец), религия, чтение, + история, литература

Марчукова
История, литература, философия

 
 
старших классов

Пузыревский
игровое моделирование диалога культур и мировоззрений  
 
Неупокоева
«я и другой», и «для другого»
 
Кожевникова
Литература. История. Искусство / Современное искусство. Планирование и решение проблем. Мировоззрение и философия. Человек в контексте живого мира.
 
 
Евстафьева
Правильные физические движения. Миропорядок, взаимопроникновение всех процессов. -
на более глубоком уровне
 
Козырев
Художественный цикл (рисование, музыка, танец), религия, чтение + философия, право
 
Костецкий
Риторика, поэтика, живопись, бухгалтерия

Парибок
Логика, диспут в том числе. Организация культурной действительности (=театр, ритуал…). История культуры и мировоззрений. Литература.
 
Марчукова
Философия, обществознание

 
 
Во взрослом образовании: ВУЗ

Пузыревский
Тренинг личностного роста
 
Кожевникова
Критическое мышление и диспут. Практическая психология. Основы деятельности. Философия.  Человек в контексте живого мира.
 
Неупокоева
Предметов достаточно, методы нужны другие
 
Козырев
Профессионально ориентировано
 
Костецкий
Искусствоведение

Парибок
Логика, теория спора. Философия. Искусство.
 
 Марчукова
Философия и история науки
 
после (помимо) ВУЗ
 
Пузыревский
Тренинг личностного роста
 
Неупокоева
Умение образовываться до целого, быть «полноценным».
 
Костецкий
Хореография, вокал, бухучет.
 
Кожевникова
Философия и проблемы мировоззрения.   Социальная философия и социальная психология. Религии. Искусство.
 
Парибок
Все, что угодно, в любом наборе, по договору участников.

Марчукова
Философия

 
 
 
3.      Нужно ли устанавливать связи между гуманитарными и естественно-научными курсами в программе образования? Посредством чего они могут быть установлены?

 
Пузыревский
Да. Введения в игровой и социо-культурный контекст.
 
Неупокоева
Да. С помощью уже существующих методов и образовательных технологий. Ничего нового изобретать не нужно.
 
Евстафьева
Нужно.
Процессом познания окружающего мира (вращение земли вокруг своей оси, вокруг солнца отражает определенные процессы в ДНК человека, соответственно влияет на мысли человека и др.)
 
Эпштейн
Было бы неплохо. Скажем, на межпредметных погружениях; в проектах.
 
Костецкий
Через культуру повседневности (кулинария, домостроение, собаковедение, аквариум и пр.)
 
Кожевникова
Да. Посредством курсов, обращенных к выработке мировоззрения (личностное развитие; мировоззрение и философия; человек в контексте живого мира).
 
Козырев
Да, необходимо. Посредством предметов и внутрипредметных тем: 1) история науки (естествознания), 2) введения в философию науки, 3) методологией научного исследования.

Парибок
Непременно! Посредством схематизации (см. учебник Громыко)
 
 
Марчукова
Обязательно. Через надпредметные элективные курсы
Предметы исторической направленности (история науки, искусства, философии, религии)
Особое направление здесь - Философия и история науки (это, во многом, забытая традиция гимназического образования)

 




 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!