«Образование человека»
Ассоциация развития образования |
|||
|
|||
Философия образования 9: Методология образования - мониторингОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ НА ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА Какие проблемные области в методологии образования (дидактике), вышли на первый план в свете современности, по вашему мнению? Как вы думаете, почему?
Печерская
Проблемы освоения материала,
структурирования информации,
обращения к изучению источников, а не только вторичного материала;
умение пересказать материал, проблематизируя изучаемую тему.
Козырев
Соотношение гуманитарных и эмпирических методов исследования;
Проблема отбора содержания и путей минимизации объема преподаваемой информации;
Освоение информационно-компьютерных технологий.
Гершаник
Методологический кризис – ключевое звено общего цивилизационного кризиса. Главное, исчерпаны экстенсивные, технократические подходы к методам бытия. Главное – смешение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в процессе познания и освоения действительности.
Марчукова
Проблема единства и целостности разных способов познания мира.
Причина: необходимость перехода к новому качеству интеграции знаний в процессе перехода к новой педагогической парадигме.
Илюшин
Поиск инструментов актуализации личностного смысла образования.
Ельешевич
Обучение «умениям» в большей степени, чем «знаниям», что вызвало появление 2-го и 3-го «великих уравнителей» - ПК и Интернета.
Пузыревский
Необходимость диалогики и реальность программ и дидактик монологичности и линейности.
Проблема стандартов и подготовки учителей.
Неупокоева
Доминирование фронтальной работы в массовой школе, массовизация образования, вера в образовательные технологии и их всемогущество.
Кожевникова
Область отношений учителя и ученика – т.к. функция учителя потеряла традиционное значение из-за других источников передачи информации
Эпштейн
Механизм «передачи» ценностей
Общность ценностей «учителей» и «учеников» (поколений)
Общность ценностей внутри группы «учеников»
Какие аспекты методологии образования кажутся вам лично наиболее интересными и, может быть, требующими философского осмысления?
Печерская
Наиболее интересным является методология внимания мышления в образовательном процессе и учителя, и ученика.
Козырев
Интеграций религии в образование.
Преодоление разрыва «двух культур» (гуманитарного и естественно-научного мышления)
Гершаник
Промежуточный характер любых ответов на любые вопросы, - порождающих новые вопросы.
Смешение объективных и субъективных факторов и критериев оценки и осмысления этапов образовательного процесса.
Марчукова
Междисциплинарность.
Многомерность.
Метафоричность.
Илюшин
Диалог поколений.
Образование и общественное благо.
Дети – наше настоящее.
Ельешевич
Как сделать так, чтобы каждый педагог был не только предметником, но и воспитателем, образованным в области психологии.
Пузыревский
Методология личностно-значимого образования в соотношении с сциентистским подходом к образованию.
Неупокоева
Встреча учителя и ученика:
пространство, где случается встреча, как его организовать и оснастить
время – как его правильно использовать для эффективного со-бытия
Кожевникова
Относящиеся к собственной мотивации учителя;
к развитию внимательности;
рассматривающие процессы совместного творчества учителя и учеников.
Эпштейн
Многокультурность сообществ в образовании
Определенность – не-определенность
Включение "само-"
Если в образовании сходятся процессы деятельности учителя (обучения) и деятельности ученика (изучения), требуется ли, по вашему мнению, рассматривать отдельно методологию изучения (для общих случаев – т.е. не самообразования или дистанционного образования)? Почему?
Печерская
Имеет, т.к. все-таки разные задачи целеполагания учителя и ученика требуют различения методологий.
Козырев
Нет, не требуется. В методологическом аспекте процесс единый. Может существовавать отдельно дидактическое (со стороны учителя) и психологическое (со стороны ученика) исследование.
Гершаник
Образование – единый процесс: развитие ученика и учителя в общении, в котором роли условны и все время меняются.
Марчукова
Да, требуется, потому что это сходство процессов условно и требует методического осмысления, начиная с ситуаций:
- учитель как ученик;
- что такое методика и т.д.
Илюшин
Да, требуется, это разные по смыслу процессы.
Ельешевич
Безусловно методологией изучения должны владеть все педагоги.
Пузыревский
Да. Есть методология продуктивной коммуникации в учебной ситуации и есть методология предметного содержания образования.
Неупокоева
Конечно, вопрос, как люди учатся, - ключевой.
Кожевникова
Нет, все же. Важно ее рассматривать – но как единый, взаимосвязанный процесс.
Эпштейн
Нет. Деятельности обучения без изучения нет, на мой взгляд.
вернуться назад |
|
|
© 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах. За всякую финансовую поддержку будем признательны! |